Законны ли действия коллекторов?

Иногда, чтобы получить дорогостоящий товар, без кредита не обойтись. Оценив свои заработки и расходы, решаете, что вам вполне по силам выплачивать по кредиту определённую сумму, и идёте в банк. Кредит вам одобрили, выдали, вы планомерно начали его гасить, но вдруг у вас возникли финансовые проблемы. Чаще всего это увольнение, болезнь (и, как следствие, потеря заработка), новые финансовые обязательства. Что делать, ведь теперь погасить кредит на прежних условиях вы не можете?

Банк не любит неплательщиков, даже если причины просрочек суперуважительны. И начинаются звонки и письма. Письма с требованием погасить задолженность за неделю приходят вам, а вот звонки «достают» и родителей, и родственников, и даже начальство на работе становится осведомлено о ваших кредитных трудностях. Разговаривают не очень вежливо, а некоторые слова и вовсе можно принять за угрозу жизни и здоровью.

Как общаться с отделом взыскания или коллекторами (если ваш долг продан банком коллекторскому агентству)?

Во-первых, учтите, что банк не вправе разглашать банковскую тайну, коей являются сведения о вашем кредите и задолженности, третьим лицам. То есть, сообщая родственникам по телефону сумму задолженности и требуя повлиять на неплательщика, банк нарушает банковское, гражданское и уголовное законодательство. Об этом можно напомнить сотруднику, когда он в очередной раз побеспокоит клиента и его родственников. Звонки поздним вечером и ночью расцениваются как вмешательство в личную жизнь. И все это (разумеется) причиняет клиенту моральный вред, который он может взыскать через суд.

Требование коллекторов о возврате кредитного долга им, выражаемое по телефону, также незаконно. Согласно гражданского законодательства, продавая , банк должен уведомить клиента о переходе права на взыскание другому лицу. А коллекторы обязаны предъявить договор цессии (уступки права требования), чтобы подтвердить свои права на взыскание. Согласитесь, по телефону это проблематично, а простого указания в письме на переход такого права доказательством не является.

Всё это нужно спокойно пояснить по телефону всем тем, кто пытается получить с вас деньги. У банка и прочих законопослушных кредиторов всегда есть право обратиться в суд и по судебному решению получить причитающиеся ему средства. Если же обращения в суд нет, а требования выплатить долг и проценты продолжаются, можете разъяснить звонящему, какие именно права нарушает теперь уже он, и что вы вправе расценить его звонки и угрозы как вымогательство и обратиться в прокуратуру или полицию. Как правило, это отрезвляет звонящих, и их настойчивость гаснет.

Кстати, если угрозы продолжаются, обращение в прокуратуру по этому поводу будет оптимальным вариантом ваших действий.