Претензионный порядок урегулирования споров

Порядок урегулирования спора в претензионном порядке означает то, что в случае возникновения конфликтной ситуации между сторонами, последние обязаны до обращения в суд урегулировать спор своими силами.

Стороне, нарушившей условия договора, направляется документ – претензия или иное письменное уведомление о разрешении спора на локальном уровне самостоятельно без привлечения судебных органов. После того, как сторона выразит отказ в разрешении спора самостоятельно или никак не отреагирует на претензию, другой стороне можно обращаться в суд с исковым заявлением.

Не во всех возникших конфликтных ситуациях такой порядок обязателен. В законе предусмотрены случаи, которые указывают на безусловность претензионного порядка, они касаются определенных категорий дел, это:

  • споры, которые касаются изменения положений договора или его расторжения;
  • споры о выплатах по договору ОСАГО;
  • споры, вытекающие из договоров по перевозкам грузов;
  • споры о сервитуте на землю и здания;
  • споры, касающиеся взыскания обязательных платежей и др.

Помимо вышеуказанных случаев, претензионный порядок может быть предусмотрен сторонами в самом договоре, вариации его формулировок могут быть различны. Но для того, чтобы реально применить на практике порядок, указанный в договоре, нужно прописать конкретные требования к порядку рассмотрения претензии, ее форме, срокам подачи и т. д.

Если договором или законом предусмотрен досудебный порядок разрешения конфликтных ситуаций, то его несоблюдение влечет за собой определенные последствия: при подаче заявления, суд вправе возвратить исковое (в гражданском процессе) либо оставить его без движения (в арбитраже), так как по закону такое заявление будет считаться написанным с нарушением формы его составления.

Если суд узнал о том, что претензионный порядок не соблюден, уже после принятия заявления, то заявление подлежит оставлению его без рассмотрения. Впоследствии, истец будет обязан заново подать иск, что увеличивает сроки рассмотрения и разрешения дела. Пошлина, уплаченная в момент неправомерной подачи заявления, возвращается либо засчитывается в счет уплаты пошлины при повторном обращении.

Ранее обязательный претензионный порядок касался только рассмотрения гражданских дел, но с июня 2016 года законодательство ввело новые положения, которые относятся и к делам, рассматриваемым арбитражным судом: большинство из них теперь подлежат досудебному рассмотрению в порядке претензионного производства.