Интеллектуальная собственность, вопросы регистрации торговых марок
Интеллектуальная собственность: Торговая ссора. К вопросу регистрации торговых марок и получению охраняемых патентов на них
Чтобы вести «боевые действия» на полях интеллектуальной собственности в будущем, нужна основательная подготовка уже сегодня, ведь недобросовестная конкуренция может коснуться каждого, а особенно в нашей стране, на этапе становления и развития интеллектуальной собственности и способов ее защиты.
Сегодня интеллектуальная собственность приобретает все большее значение в экономической плоскости. Промышленные изобретения, торговые марки, доменные имена нередко в денежном эквиваленте стоят десятки миллионов долларов, а иногда стоимость достигает нескольких сотен миллионов. Зато в экономическом и маркетинговом смысле их стоимость не всегда можно оценить. Есть огромное количество брендов, которые не будут столь уверенными игроками на рынке, если изменить их этикетку или упаковку на любую другую. С другой стороны, на протяжении последних десятилетий активно развивается новый вид борьбы за интеллектуальную собственность — так называемые патентные войны. С каждым годом таких войн становится все больше, а по географическим масштабам и затратам на них они начинают догонять военные конфликты. Чего только стоит патентная война компании Apple, которая, кажется, только набирает обороты на всех континентах планеты.
Чтобы максимально эффективно защитить свое имя и деловую репутацию, нужно достаточно серьезно относиться к охране своих интеллектуальных прав. Учитывая это регистрация того или иного права интеллектуальной собственности служит инструментом защиты в будущем.
Одним из важнейших этапов, несомненно, есть регистрация. Именно от правильно выбранной стратегии при регистрации в дальнейшем зависит надежность охраны ваших интересов. В этой статье особое внимание уделим вопросу регистрации торговых марок и получению охраняемых патентов на них, а также проведем анализ причин, на основании которых может быть отказано в регистрации.
Бытует мнение, что регистрация торговой марки — простая процедура, однако это вовсе не так. Законодательством установлены основания для отказа в регистрации. Чтобы соблюсти каждое из них, нужно иметь опыт, ведь все регистрационные сборы уплачиваются при подаче заявки в патентное ведомство, а в случае отказа на одном из этапов рассмотрения такие сборы не возвращаются. Соответственно, нужно заручиться поддержкой профессионала, который сможет квалифицированно подготовить торговую марку для регистрации.
Сложности регистрации
Рассмотрим некоторые основания, которые могут стать препятствием при регистрации.
Прежде всего, основанием для отказа в регистрации может стать наличие ранее зарегистрированной тождественной или сходной до степени смешения торговой марки. Личность и степень смешения довольно трудно определить, такие понятия субъективные. Главный вопрос, который нужно ставить в этом случае, — сможет ли перепутать потребитель такие торговые марки? Отметим, что тождество определяется только для одинаковых товаров и услуг. Например, торговая марка Х, зарегистрированная для рекламных услуг, не будет считаться тождественной с торговой маркой Х, зарегистрированной для торговли мясными продуктами. Но не будет зарегистрировано торговую марку, которая будет похожа до степени смешения с общеизвестными торговыми марками (Google, Wallmart, Yandex).
Чтобы выяснить наличие или отсутствие схожих или тождественных ранее зарегистрированных знаков для товаров и услуг, законодательством предусмотрена специальная процедура поиска, которой не нужно пренебрегать с целью успешного проведения регистрации.
Не может быть зарегистрировано торговую марку, которая состоит из общепринятого символа или термина, например, биохимия для медицинских услуг. Такие сроки или символы символизируют сферу их применения и не могут заявляться на регистрацию.
Также не могут быть зарегистрированы описательные обозначения, характеризующие качество, вид, количество и вкус. К таким обозначениям можно отнести «Лучший автомобиль», «Замечательная игра» и другие.
Еще одной причиной для отказа может стать предъявление на регистрацию имен, фамилий, псевдонимов известных лиц, названия известных научных или литературных произведений, произведений искусства и их фрагментов. Однако есть достаточно большой шанс зарегистрировать известную фамилию или псевдоним зарубежных авторов. Например, в Германии зарегистрирована торговая марка «Борис Ельцин» кириллическими символами, в данном случае кириллические символы не были распознаны при регистрации, несмотря на то, что в Германии Ельцин также известен.
Если заявлять на регистрацию государственные гербы, флаги и другие символы без специального решения компетентного органа соответствующего государства, то в такой регистрации также будет отказано.
Нельзя также подавать на регистрацию торговые марки, не имеющие различительной свойства, например, которые состоят из одной буквы или линии. Однако если такое изображение будет выполнено в авторской форме и иметь признаки индивидуальности, такой знак может быть зарегистрирован.
Изображения, которые не соответствуют публичному порядку, нормам морали, принципам гуманности также не могут быть зарегистрированы как торговая марка. Нужно очень осторожно использовать христианские символы, библейских героев, фашистскую символику и правильно обосновывать, что на самом деле имеется в виду при применении такой символики.
Детальная информация
Немаловажной частью при регистрации торговой марки является ее описание в заявке. Многие специалисты пренебрегают описанием, используя шаблонные короткие модели, однако, по нашему мнению, нужно достаточно взвешенно использовать каждое слово, формируя описание знака, ведь при возникновении проблем он может служить идеальной платформой для защиты или нападения на недобросовестного конкурента.
Что касается международных регистраций, здесь, конечно, нужно пользоваться помощью специалистов в области интеллектуальной собственности, которые знают процедуры и особенности регистрации, иностранные языки, специфическую терминологию. Можно проводить национальную регистрацию, регистрацию согласно Мадридскому соглашению или Протокола к нему, регистрации в патентном ведомстве Европейского Союза. Каждая процедура имеет свои особенности, которые влияют на сроки, стоимость и возможность регистрации как таковой.
Итак, чтобы успешно зарегистрировать торговую марку, лучше всего обратиться за помощью к специалисту, который имеет необходимый уровень знаний, опыта и сможет качественно и эффективно провести регистрацию. В противном случае, нужно очень тщательно изучить процедуру регистрации и быть очень внимательным при регистрации, чтобы не потерять оплаченные средства и достичь желаемого результата. Напоследок вспомним о стоимости регистрации: избежать переплаты и сохранить собственные финансы возможно с помощью специалиста, который сможет выбрать оптимальное количество классов и услуг, необходимый в конкретном случае. Это позволит существенно сократить расходы.