Электронная подпись нотариуса
Казалось бы, какая связь между нотариусом и интернетом? Самая прямая! Все привыкли, что оформленные нотариусом документы всегда выполнены на бумаге и всегда подписаны обратившимся к нотариусу лицом и самим нотариусом. Однако новые времена требуют новых технологий. И понемногу все уже стали привыкать, что документ – это не обязательно бумага. А подпись не обязательно должна быть совершена лично и заверена печатью, но может быть и электронной. Электронная подпись создана при помощи шифров и кодов и является практически полноценной заменой или, иными словами, аналогом собственноручной подписи.
Отметим, что шифры и коды существуют с того момента, как человечество научилось записывать информацию об окружающем мире. Если вдуматься, любой алфавит – уже шифр. Ведь не зная, какой символ что обозначает, мы не сможем понять содержание.
Сейчас все нотариусы России имеют возможность самостоятельно запрашивать государственные органы в целях получения тех или иных документов. В частности, нотариус вправе заказывать выписки из Единого государственного реестра недвижимости и справки о содержании правоустанавливающих документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Запрос в ЕИС нотариусом
Нотариусы России в соответствии с законом оснащены усиленной квалифицированной электронной подписью. Уже и в настоящее время без нее невозможно удостоверение завещания, доверенности и брачного договора, открытие наследственного дела, кроме того, ряд нотариальных действий, связанных с оформлением корпоративных прав, также требует наличия у нотариуса усиленной электронной квалифицированной подписи. Это связано с тем, что с 1 июля 2014 года начала свою работу Единая информационная система нотариата России (ЕИС). Например, сейчас при открытии наследственного дела информация об этом поступает в ЕИС. А значит, другой нотариус в другом городе, к которому пришли другие наследники того же самого наследодателя, сможет увидеть, у кого из его коллег наследственное дело уже открыто. И наследники будут обращаться к нотариусу, уже ведущему наследственное дело.
Кроме того, в последнее время появилось много новых нотариальных действий, которые напрямую связаны с использованием нотариусом новых технологий. Сейчас он может «дематериализовать» или наоборот «материализовать» ваши документы. Например, у вас есть документ, который вам необходимо отправить в другой город. Но у вас есть только оригинал этого документа, с которым вы совершенно не желаете расставаться. При этом та организация, куда необходимо направить документ, не хочет связываться с ворохом бумаги и просит у вас документ в электронном виде. Причем, еще хотят и нотариального удостоверения документа. В этом случае нотариус по вашей просьбе удостоверит равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе. Он сканирует документ, затем подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью. Все, «дематериализация» завершена.
Следует отметить, что не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.
Обратная процедура происходит с точностью до наоборот. К нотариусу обращается лицо, у которого есть документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, но человеку нужно из электронного образа сделать «бумажный» документ. Нотариус путем распознавания электронной подписи на представленном электронном документе удостоверяет равнозначность документа на бумажном носителе. Иными словами, подтверждает тождественность содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе.
Запрос нотариуса в банк
Помимо таких действий продолжается использование нотариусами в своей повседневной работе электронной подписи для осуществления тех или иных своих функций. Например, при выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус проверяет состав и место нахождения наследственного имущества. Наследники не всегда находят документы на имущество, принадлежавшее умершему родственнику, но точно знают, что оно есть. Здесь также на помощь придет нотариус. Довольно часто в состав наследства входят объекты недвижимости, а также права на денежные вклады в Сберегательном банке России. В помощь наследникам нотариус вправе делать запросы в различные органы и учреждения для установления состава наследственного имущества. Еще недавно такие запросы выдавались наследникам лично на руки и они самостоятельно добывали нужные справки.
Сейчас ситуация изменилась, в частности, налажено взаимодействие нотариусов со Сберегательным банком России. Теперь нотариусы вправе самостоятельно направлять запросы относительно вкладов умерших граждан в рамках наследственных дел. Это также освободило граждан от необходимости тратить время и лично посещать отделения Сбербанка.
Запрос нотариуса в Росреестр
Кроме того, сейчас в связи с внесением соответствующих изменений в закон, нотариус вправе делать запрос в электронном виде в Росреестр о предоставлении сведений о правах умершего человека, оставившего наследство. В ответе будет указано, где находится недвижимость наследодателя. Также нотариус запросит справку о содержании правоустанавливающих документов на найденный объект недвижимости и выписку из Единого государственного реестра недвижимости. И опять-таки в электронном виде.
А значит, наследнику нет необходимости самостоятельно обращаться в различные организации, как это было совсем недавно. Выписку из Единого государственного реестра недвижимости нотариус вправе получать и в связи с иными совершаемыми им нотариальными действиями (например, удостоверение договора).
Кроме того, и при совершении сделок с недвижимостью нотариус имеет возможность самостоятельно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости с тем, чтобы удостовериться в принадлежности того или иного объекта недвижимости. Таким образом, у сторон сделки отпадает необходимость тратить время на запрос тех или иных документов. Более того, с недавнего времени законом предусмотрена возможность передачи документов в Росреестр по совершенным нотариальным действиям (удостоверенные нотариусом договоры, выданные свидетельства о праве на наследство и др.) в электронной форме посредством подписания заявлений об их передаче своей электронной подписью. При этом государственная регистрация права собственности при электронной передаче в соответствии с законом должна осуществляться за один рабочий день. В настоящее время нотариусы активно осваивают новые полномочия и представляют документы на государственную регистрацию по всей территории России в электронной форме. Следует отметить, что пока не во всех регионах и не всегда это происходит успешно ввиду не вполне корректной работы имеющейся у Росреестра программы по подаче документов на регистрацию, но нам верится, что все со временем наладится. И граждане смогут быть уверены, что их права на недвижимость будут максимально защищены в максимально короткие сроки!
Подобные полномочия уже давно и вполне успешно нотариусы России реализуют при передаче в электронном виде сведений о совершенных сделках по переходу прав на доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. На нотариуса законом возложена обязанность в течение двух дней после удостоверения такой сделки подать заявление с соответствующими изменениями в налоговый орган по месту нахождения общества. Первоначально нотариусы передавали такое заявление посредством почтовой связи, но в этом случае сроки прохождения документов от нотариуса в налоговый орган и обратно затягивались.
В целях оперативной передачи данных в налоговые органы Федеральной нотариальной палатой было налажено активное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой России. Кроме того, в январе 2016 года были внесены изменения в закон, и теперь после нотариального удостоверения сделки по переходу права на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу нотариус обязан подать соответствующие документы в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной подписью, напрямую в налоговый орган.
Это позволяет соблюдать все установленные законом сроки: нотариус в течение двух дней (если иной срок не установлен в договоре) подает документы в налоговый орган, а тот, в свою очередь, в течение пяти дней осуществляет государственную регистрацию внесения соответствующих изменений.
Нотариус вправе передавать в налоговый орган и документы, не связанные с переходом прав на доли в уставном капитале общества, а в связи с внесением любых изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Практика показала, что это очень удобно всем сторонам, участвующим в данном процессе. Так, представители Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу признают, что после внедрения электронного взаимодействия с нотариусами резко сократилось число поддельных документов, ранее поступавших в адрес налоговой службы.
Это далеко не все изменения в сфере применения нотариусами новых технологий. Безусловно, имеются трудности в реализации столь серьезных проектов: бывают и сбои систем, и задержка в получении документов от некоторых государственных реестров, но, надеемся, что это лишь временное явление, характерное для становления какой-либо практики. Ведь, как сказал Уинстон Черчилль: «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности».
Мария Терехова, нотариус Санкт-Петербурга